Кому помогут облака

Деловой квартал от 14.12.2017

Облачные сервисы позволяют небольшим компаниям использовать технологии, которые раньше были доступны только крупным корпорациям. Но и для крупных организаций облака выглядят привлекательными, особенно когда речь заходит увеличить долю на рынке или ускорить запуск проектов, которым нужна ИТ-обвязка. Давайте разберемся подробнее, в чем выгода миграции, кому она нужна, и что делать, чтобы процесс прошел без потерь.

Облака помогут сэкономить

Многим компаниям наиболее разумным и выгодным решением кажется самостоятельное обустройство и управление ИТ-инфраструктурой. Однако это не всем подходит – в том числе и по экономическим соображениям. «ИТ-инфраструктура любого предприятия состоит из нескольких базовых слоёв: физическое помещение под оборудование, собственно оборудование, инфраструктурное ПО (операционные системы серверов, виртуализация и т.п.) и сами приложения (почтовый сервис, CRM, 1С и т.п.). Что из этого нужно держать у себя, особенно если речь идет о небольшой организации? Действительно ли нужна собственная серверная комната или проще вынести свои несколько серверов в коммерческий дата-центр, а в комнате посадить ещё 10 продавцов?», - рассуждает Леонид Аникин, руководитель направления облачной инфраструктуры группы компаний Softline.

Давайте смоделируем ситуацию. Небольшая организация планирует закупку ИТ-оборудования для построения собственной серверной инфраструктуры. В целях поддержания достаточного уровня отказоустойчивости и сохранения непрерывности бизнес-процессов придется закупить не менее четырех серверов (например, почтовый сервер, сервер приложений, сервер баз данных и веб-сервер). В дополнение к ним компании потребуется сетевое оборудование: коммутатор и межсетевой экран. Итого, по предварительной оценке, на развертывание полноценной ИТ-инфраструктуры будет потрачено более 1,8 миллиона рублей. Добавьте к этому аренду помещения, подходящего для размещения серверов, электропитание с резервированием, обслуживание – еще около 60 тысяч каждый месяц.

Аренда аналогичных ресурсов у сервис-провайдера будет стоить компании 80-90 тысяч рублей в месяц. Сюда входят размещение оборудования, обеспечение электропитанием с резервированием, круглосуточный мониторинг и обслуживание. В среднем за первые три года компания получает экономию почти в 800 тысяч рублей на одной только инфраструктуре.

Как происходит миграция?

Существует стандартная схема миграции в облако, которая включает в себя пять шагов:

Шаг 1. Разработка плана миграции. На этом этапе важно выполнить инвентаризацию существующего ИТ-окружения, определиться с моделью облака (публичное, частное или гибридное).

«У Softline как у облачного провайдера существует семь однотипных облачных площадок, на которых развёрнута вся инфраструктура, но клиент видит перед собой просто портал самообслуживания, где он может самостоятельно создать виртуальную инфраструктуру нужной ему конфигурации, - объясняет Леонид Аникин. - У каждого клиента – свой портал, или, иными словами, полностью выделенные под него ресурсы, хотя физически они размещены на огромном количестве серверов провайдера. Если же у заказчика есть какие-то специфические требования, можно потребовать, чтобы для него были выделены отдельные серверы (частное облако), доступ к которым будет только у его сотрудников. Внешне это будет тот же портал самообслуживания. Частное облако дороже, и может размещаться либо в том же дата-центре провайдера, что и публичное, либо перенесено на территорию клиента».

Шаг 2. Поиск, оценка и выбор облачного провайдера. Важно убедиться в надежности облачной площадки провайдера и репутации самой компании (подробнее об этом – в тексте «Облака избавят от рисков»). Кроме того, необходимо протестировать облачную площадку и произвести тестовую миграцию – проверить соответствие функциональности облака задачам заказчика, выполнить частичную миграцию сервисов и убедиться в их корректном функционировании.

Шаг 3. Определение стратегии миграции. Необходимо документально фиксировать информацию о переносимых в облако сервисах на каждом из этапов переноса и предусмотреть возможность проверки и оценки каждого выполненного шага. Также важно определить время миграции каждого из сервисов, определить самые бизнес-критичные приложения и понять, в какой период они наименее задействованы, чтобы миграция в облако прошла без потерь.

Шаг 4. Непосредственно процесс миграции в облако. Он может быть постепенным (если переносимая инфраструктура сложная и разветвленная), или полным (если речь о небольшой компании, либо перенос некоторых сервисов по какой-то причине нельзя разделить на части).

Шаг 5. Проверка и тестирование перенесенных сервисов и вывод в продакшн в том случае, если ошибок не выявлено.

Благодаря отлаженным процессам миграции технических проблем результате перехода в облако сейчас практически не бывает. ИТ-системы абсолютно одинаково работают в виртуальной машине, запущенной на сервере в офисе, или на виртуальной машине облачного провайдера. А ширина современных каналов связи способствует тому, чтобы пользователи не замечали разницы в быстродействии информационных систем, работающих на локальной и на облачной инфраструктуре. Совсем хорошо, если облачная инфраструктура расположена в том же регионе, что и заказчик. Так, например, сделано у Softline: данные локальных клиентов приземлены в конкретном регионе. Это существенно сокращает риски, связанные с нарушением работы магистральных каналов связи, и делает задержки отклика приложений настолько незначительными, что заказчики, которые эксплуатируют облачную инфраструктуру, просто не принимают их в расчет.

Кому не подойдет миграция в облако?

Отдавать провайдеру нужно те приложения, где не требуется специфическая экспертиза. Например, если вы разработали свою уникальную CRM-систему, которая специальным образом делает сразу коммерческие предложения, распределят по вашим командам продавцов звонки и т.п., то заменить ваше оригинальное решение облачной CRM вы не сможете. Максимум - вы сможете просто перенести вашу CRM на мощности провайдера, но всё администрирование и развитие этой ИТ-системы будет по-прежнему на ваших сотрудниках.

Если же речь идет о стандартных задачах (почта, например), то тут нет никакого смысла в организации собственной ИТ-инфраструктуры и приобретении серверного оборудования. «В среднем, серверы у клиентов загружены менее чем на 20% от их возможностей. Это происходит потому, что оборудование покупается всегда с запасом, под будущее использование, - уточняет Леонид Аникин, - А если прогнозы по росту не выполняется, то оборудование простаивает. В облаке же клиент платит только за то, что использует. Не взлетел проект – от аренды инфраструктуры отказываются и перестают платить. Средняя загрузка мощностей провайдеров редко опускается ниже 70%, поэтому себестоимость ниже. То есть, если вы не хотите заменять свои действующие приложения на сервисы в облаке, то можете просто перенести все ваши ИТ-системы с собственных серверов на виртуальные ресурсы провайдера».