Облачные сервисы: экономика без предрассудков
Облачные сервисы сделали информатизацию бизнеса дешевле и проще: облака предлагают заказчикам ИТ-услуги, которые ранее были доступны только крупным корпорациям за очень большие деньги. Этим материалом «ДК» начинает цикл статей об облачной модели потребления информационных технологий – на нее переходят все больше заказчиков в Сибири. Сегодня мы пытаемся вникнуть в особенности облачного рынка региона. Наши собеседники - Павел Баруткин, глава представительства Softline в Новосибирске, и Владимир Егорычев, руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий Softline.
Буквально за несколько лет облачные сервисы из услуг, которые приживались среди заказчиков с большим трудом, превратились чуть ли не в стандарт потребления ИТ-услуг на рынке в целом. Почему так случилось? Что произошло?
Павел Баруткин: Смена взглядов на облака обусловлена прежде всего экономической составляющей. Еще лет пять назад на волне активной автоматизации предприятия разных отраслей и разных масштабов бизнеса охотно закупали ИТ-оборудование и программное обеспечение. Все закончилось с девальвацией рубля: цены на «железо» и софт заметно повысились, и сам факт покупки собственного серверного оборудования стал вызывать много вопросов. Владельцы бизнеса и финансовые директора предприятий хотят четкой привязки вложений в оборудование к бизнес-результатам. У серверов, которые заказчики покупают и устанавливают у себя, эта привязка неочевидна: иногда серверы клиентов загружены менее чем на 20% от их возможностей, и совершенно не факт, что предприятие в будущем сможет обеспечить более высокую загрузку купленных «на вырост» мощностей. Облачные услуги здесь имеют преимущество. Аренда мощностей и приложений из облака – практически единственный способ не платить лишнего и закупать сервисы в таком объеме, который необходим здесь и сейчас.
Владимир Егорычев: Помимо экономической составляющей есть фактор доверия к экспертизе провайдера. Большинство крупных игроков облачного рынка реализуют свои решения и сервисы на очень высоком техническом уровне. В большинстве случаев организация аналогичной инфраструктуры у себя на порядок дороже и экономически не обоснована.
Ну а что касается модели потребления (аренды облака), то она страхует заказчика от лишних рисков, когда ему необходимо начать новый, важный для бизнеса ИТ-проект. В случае с облаками, если проект «не взлетает», клиент просто отказывается от взятой в аренду облачной инфраструктуры. А если специально под проект куплено дорогое оборудование, оно мертвым грузом повисает на балансе предприятия.
Есть ли среди потребителей облачных сервисов некая отраслевая специфика?
Павел Баруткин: Чаще всего облачные технологии используются компаниями, бизнес-модель которых не предполагает значительных капитальных затрат. В основном это ИТ-компании и предприятия сферы ритейла. Эти вертикали первыми стали интересоваться облаками и переходить на них. Причем от масштаба компании эта тенденция не зависит. Она характерна и для транснациональных компаний, которые ведут деятельность в Сибири, и для малого и среднего бизнеса, и для стартапов. Для всех них прибыльность сильно зависит от умения не платить лишнего.
И ритейлеры, и «айтишники» держат в облаках бизнес-критичные системы, от стабильности и надежности работы которых в буквальном смысле зависит их бизнес. К ним подтягиваются предприятия других вертикалей. Например, компании реального сектора. Промышленники за последние несколько лет сильно поменяли свои взгляды и теперь готовы обсуждать использование облачные сервисы для решения своих задач. Это вызвано тем, что все чаще заказчиком конкретных ИТ-решений выступает не департамент информационных технологий промышленного предприятия, а конкретное структурное подразделение – маркетинг, HR, финансовый отдел и т.д. Для такого типа заказчиков уже есть облачные решения, адаптированные специально под их задачи. Эти решения не требуют закупок оборудования и лицензий, не требуют работы по интеграции – они доступны из облака практически сразу же.
Ну а кто из заказчиков самый консервативный?
Владимир Егорычев: Наименьшее проникновение облаков наблюдается в компаниях финансового сектора, прежде всего – в банках. Это связано с рядом регуляторных особенностей финансовой отрасли. Скажем, там Например, обеспечение информационной безопасности там находится под контролем Центрального банка РФ. Это накладывает ряд ограничений на использование банками облачных сервисов в полном объеме. У страховых компаний, к которым предъявляется меньше требований, все проще, потому они более охотно переходят в облака.
Вообще провайдеры облачных сервисов достаточно оперативно отвечают на всевозможные новации регуляторов. Например, Softline недавно представила новый сервис «Защищенное облако». Это облачная инфраструктура, построенная в соответствии с требованиями закона к защите персональных данных (152-ФЗ).
Под какие приложения и под какие информационные системы используются облака сибирскими предприятиями?
Владимир Егорычев: Самый популярный облачный сценарий в регионах – это использование облачной инфраструктуры под развертывание бизнес-приложений. Например, облака применяют для использования 1С и для обеспечения бесперебойной работы с этим приложением. Второй сценарий – все, что связано с почтовыми сервисами и сервисами объединенных коммуникаций. Один из самых востребованных готовых сервисов компании Softline - «Виртуальный офис». В составе этого облачного программного пакета есть не только почтовый сервис, но услугу по предоставлению аудио- и видеосвязи, а также сервисы для совместной работе.
Большое количество запросов связанно с размещением порталов и сайтов.
Виртуальные мощности востребованы и для решения задач, стоящих перед разработчиками: для них требуется высокопроизводительная среда. Зачастую нужна она не постоянно. Поэтому вариант использования вычислительных мощностей провайдера в подобных случаях наиболее удобен. Частый вариант модели использования и оплаты – «pay-as-you-go», то есть оплата по факту использования.
Клиентов, готовых к полному отказу от классической архитектуры и к использованию облачных мощностей провайдера, с каждым годом становиться все больше.
Какими будут ваши прогнозы насчет развития облачных сервисов и динамики спроса на них?
Павел Баруткин: На наш взгляд, у крупных заказчиков, в том числе у производственных и добывающих, страховых и финансовых компаний, будет востребован сервис «резервный ЦОД». Услуга актуальна для всех организаций, для которых отказоустойчивость – критически важный параметр, скажем, в рамках производства. Также услуга резервного ЦОДа может быть актуальна для заказчиков, у которых нет отлаженной системы резервирования, а потребность в такой системе появилась.
Вообще интерес к использованию облачных технологий со стороны бизнеса будет только расти. Прежде всего, потому что сами компании преодолели психологический барьер недоверия к таким продуктам. Кроме того, облачные провайдеры, и в частности Softline, сформировали хорошую экспертизу по созданию новых сервисов и по применению этих сервисов для решения бизнес-задач заказчиков. Также на распространенность облачных услуг будет играть фактор устаревания купленного ИТ-оборудования. Оно становится менее производительным, перестает устраивать заказчиков по соображениям надежности, и заказчики вместо инвестиций в «железо» нередко принимают решение переходить в облака.
Владимир Егорычев: Как правило, компания, которая начала пользоваться облачными решениями, уже от них не отказывается. Если не устраивает производительность или другие параметры, а провайдер, у которого закупается конкретный сервис, не в силах решить эту задачу, то чаще всего заказчик принимает решение сменить провайдера, а не отказаться от облака совсем. Если у заказчика на каком-то этапе дела идут неважно, либо использование облака невозможно по каким-то другим причинам, его работу можно заморозить на время, и при возвращении не придётся поднимать всю инфраструктуру с нуля. Еще одно из преимуществ облаков – прозрачная модель оплаты ресурсов. Также облачные сервисы будут востребованы в рамках создания гибридной инфраструктуры, когда заказчик наиболее критичную часть данных или часть информационных систем оставляет за своим ИТ-периметром, а часть переносит в облако, чтобы обеспечить отказоустойчивость и/или достаточную производительность сервисов.