Образование онлайн и офлайн: поиск баланса

Онлайн-образование сегодня является не только модным трендом, но и насущной необходимостью всех, кто так или иначе соприкасается с этой сферой. И если до начала 2020 года в организации онлайн-обучения на школьном и университетском уровне были разного рода «пробы пера» и достаточно пугливые «ощупывания» этого, достаточно чуждого для большинства преподавателей образовательного формата, то события весны и лета этого года заставили признать, что образование больше не будет таким, каким оно было до эпидемии COVID-19.

Исследование ЮНЕСКО показало, что всего за несколько месяцев 2020 года количество учащихся во всем мире, которым пришлось прибегнуть к онлайн-образованию в авральном порядке, увеличилось в 5 раз и достигло почти 1,5 млрд человек, причем подавляющее количество школ, учителей и самих учащихся оказались в этой ситуации впервые, не будучи подготовленными к ней ни технически, ни методически.

За и против

Онлайн-образование представляет собой совсем иную реальность по сравнению с традиционной, господствующей во всем мире классно-урочной системой. Прежде всего, впервые сталкиваясь с системой онлайн-обучения, учитель начинает испытывать целый ряд трудностей, которые ему нужно преодолеть в кратчайшие сроки.

  • Онлайн-учитель, в отличие от учителя «очника» лишен возможности оценить степень вовлеченности своего ученика в учебный процесс. Онлайн-ученик может авторизоваться в системе дистанционного обучения (СДО) и затем заняться своими делами — и учитель не будет знать, что ученик на самом деле уже выпал из процесса.
  • Онлайн-учителю трудно понять характер затруднений, которые испытывает его ученик — он не может, как в классе, посмотреть через плечо ученика на то, что он делает и помочь ему в исправлении ошибок. Работа с компьютерным интерфейсом СДО требует дополнительного перевода происходящего на понятный и учителю, и ученику язык.
  • У онлайн-учителя значительно сужается канал коммуникации с учеником. Он уже не может на взгляд оценить его состояние и настроение, не может жестом или мимикой выразить свою оценку его ответа. В онлайн-среде общение носит гораздо более вербальный и текстово выраженный характер — и это оказывается трудностью для учеников, не готовых к такому повороту событий.

Вместе с тем у образовательной онлайн-среды есть и многие достоинства, недоступные в традиционном образовании.

  • Онлайн-учитель может использовать в учебном процессе видеоматериалы ведущих экспертов в своих темах с тем, чтобы учащиеся получали знания из первых рук.
  • Среда онлайн-обучения позволяет масштабировать учебный процесс: материалы, подготовленные учителем для обучения одного ученика, могут быть использованы для десятков и сотен других учащихся.
  • Онлайн-обучение позволяет учащемуся осваивать материал в собственном темпе, возвращаясь к трудному материалу и проскакивая то, что ему уже известно.

Организация «сбалансированного» онлайн-обучения на примере G Suite

Для того, чтобы превратить минусы онлайн-образования в плюсы необходимо, чтобы среда дистанционного обучения, в которой работает учитель, была для него максимально инструментальной, чтобы учитель понимал, где здесь находятся «учебник», «парта ученика», «журнал успеваемости», а где «школьная библиотека». Переходя на онлайн-обучение, нельзя забывать, что образовательное учреждение — это сложная система, в которой многим людям приходится принимать на себя различные роли и взаимодействовать по определенным правилам, продолжая решать те же задачи, которые им приходится решать в очном общении.

Рассмотрим то, как может быть организована среда онлайн-обучения на основе одного из самых популярных пакетов сервисов, используемых сегодня в мире — G Suite для образования. Этот пакет, разработанный в 2006 году компанией Google и с тех пор постоянно обновляющийся новыми инструментами, по составу и функциональности является почти полным близнецом пакета G Suite для бизнеса, только, в отличие от него, для государственных школ и образовательных организаций полностью бесплатен. В мире им пользуется более 80 миллионов учителей и учащихся, в Российской Федерации к пакету сервисов G Suite для образования подключено более 700 образовательных организаций.

Выполнение закона №152 ФЗ «О персональных данных» обеспечивается за счет осуществления хранения данных G Suite на серверах, размещенных в Российской Федерации.

В России пакетом G Suite для образования пользуются образовательные учреждения всех уровней образования — детские сады, школы, колледжи, учреждения дополнительного образования, «Кванториумы», институты повышения квалификации и университеты.

Комплексный подход к обучению

Популярность пакета G Suite в сфере образования объясняется тем, что в нем есть практически все элементы, необходимые для работы образовательной организации в режиме онлайн.

Система управления аккаунтами. В G Suite управление аккаунтами осуществляется на уровне школьного администратора, который может создать новые учетные записи, восстановить утерянные пароли, перевести школьников из класса в класс, облегчив тем самым работу школьному завучу.

Средства продуктивности. Пакет G Suite для образования содержит редактор текстовых документов Google Docs, электронные таблицы Google Sheets, инструмент создания презентаций Google Slides, графический редактор Рисунки Google. Все эти инструменты доступны в браузере и не требуют установки какого-либо программного обеспечения.

Средства коммуникации. G Suite оснащен клиентом электронной почты Gmail, сервисом обмена мгновенными сообщениями Hangouts, сервисом видеосвязи Google Meet, что с лихвой перекрывает потребности учителя в организации взаимодействия с классом.

Хранение и обмен данными. По лицензии G Suite каждому пользователю предоставляется неограниченное хранилище данных Google Диск, которое можно использовать для систематизации учебных материалов, в том числе в аудио- и видеоформатах. Кроме того, на «Диске» можно предоставлять доступ к своим материалам как отдельным пользователям, так и целым группам (классам).

Мониторинг системы. На уровне администратора системы G Suite видна вся активность пользователей образовательной организации в онлайн-среде. Применив стандартные средства аналитики, можно увидеть, например, как выглядит вся сеть образовательной организации на основе совместной деятельности пользователей:

Система управления обучением. В G Suite есть специализированный инструмент для реализации обучения — Google Класс. Он содержит все привычные для учителя средства для объяснения нового материала, выдачи домашних заданий, их проверки и выставления оценок в электронный классный журнал.

Библиотеки и видеотеки. «G Suite для образования» использует весь потенциал Google. С помощью аккаунта G Suite ученик может пользоваться ресурсами крупнейшего в мире хранилища электронных книг Google Books, образовательными ресурсами YouTube и т.д.

Интеграция аккаунтов G Suite с операционной системой мобильных телефонов Android делает возможным обучение всегда и везде, без привязки к конкретному месту и конкретному устройству. Ученику будет доступна среда обучения там, где он может войти в свою учетную запись.

G Suite: проверен временем

История использования пакета G Suite в российском образовании насчитывает уже почти 15 лет. За это время сотни учителей научились пользоваться этим продуктом, тысячи школьников и студентов начали переносить навыки учебной работы в этой среде после окончания школы в свою профессиональную деятельность. Но важнее всего, пожалуй, то, что образовательные организации, в которых эта работа ведется систематически, оказались наиболее подготовлены к работе в условиях вынужденного онлайн-обучения прежде всего потому, что у учителей уже сформировались необходимые навыки организации онлайн-обучения, а у учащихся — приемы работы, благодаря которым они получают качественное образование в онлайн-среде.